Что важно знать при покупке нового автомобиля по параллельному импорту
1. Какие документы запросить у дилера, чтобы удостовериться, что автомобиль завезен официально
Для начала разберемся в понятии «официального» ввоза. Официальный ввоз в 2023-2024 — это когда автомобиль, привезенный по параллельному импорту, проходит таможню РФ, а компания, которая осуществляет ввоз и легально уплачивает все необходимые таможенные пошлины в полном размере, указывает в декларации полную стоимость автомобиля. Именно так еще несколько лет назад ввозили автомобили официальные представительства европейских брендов. Единственная разница с параллельным импортом лишь в том, что ранее ввезти эти автомобили на юридическое лицо могли только эти самые вышеописанные официальные представительства брендов.Таким образом, на первом этапе покупки авто по параллельному импорту стоит проверить два документа — ЭПТС и, конечно, Таможенную декларацию — проверяем, что автомобиль ввезен по полной стоимости и на юридическое лицо. Почему ввоз на юридическое лицо так важен, разберем в следующем пункте.
Чтобы хотя бы немного ориентироваться в реальной стоимости автомобиля в РФ — зайдите на иностранные сайты-классифайды или официальные сайты брендов (в Европе) и найдите новый автомобиль в нужной вам комплектации. Это и будет цена до таможенных пошлин (которые могут составлять до 50% в зависимости от авто), до доставки в РФ, страхования перевозки, расходы на оплату автомобиля в Европе и другие затраты. Иными словами, новый BMW стоимостью 50 000 евро в Германии просто не может стоить 50 000 евро в РФ, если он был ввезен на юридическое лицо, которое, в свою очередь, заплатило все необходимые таможенные пошлины.
2. «Льготники» и «номиналы» — почему так важно, кто указан в таможенной декларации
Итак, мы знаем, что нужно проверить таможенную декларацию и имеем представление о стоимости автомобиля до ввоза. Далее, не менее важно проверить, какое юридическое лицо указано в документах. Ведь именно физическое лицо в таможенной декларации — повод серьезно задуматься.
Для автомобилей, проходящих таможню Республики Беларусь, характерна ситуация, когда в документах указан «льготник». Это может быть физическое лицо со статусом инвалид 1 или 2 группы, имеющее льготные условия растаможки в этой стране. В таких случаях в декларации будет указана лишь половина таможенной пошлины, а значит, есть риск, что при получении ЭПТС в РФ придется заплатить повышенный утилизационный сбор — в него войдут недоплаченные налоги и сборы, ведь в данном случае Вы нарушаете закон, уходя от налогов незаконным способом.
Но не всегда опасность представляют именно «льготники». Автомобили, проходящие таможню в других странах также могут быть растаможены на «номинальных владельцев» (или «номиналов»). Это значит, что сделка будет заключена не так, как мы привыкли ранее — с автосалоном (чистым юридическим лицом), а с неизвестным вам человеком.
Что может произойти, спросите вы. Да все что угодно. Где гарантии, что завтра этот человек не обратится в суд о признании сделки недействительной? Или, предположим, его супруга, запустившая процедуру развода, не обратится в суд о признании уже Вашего автомобиля частью ее имущества, потребовав аннуляции сделки?
Если вы когда-либо совершали сделки с недвижимостью на вторичном рынке, возможно, вы сталкивались с тем, что сторона абсолютно легально может затребовать справку о дееспособности — это документ, который подтверждает, что человек не состоит на учете в психоневрологическом диспансере и не обращался туда за медицинской помощью. Она гарантирует, что участник сделки вменяем и может самостоятельно принимать решения. Почему? Потому что риски могут быть все те же. А покупка автомобиля — не менее деликатный вопрос, чем покупка недвижимости.
3. Нет гарантии производителя. Что делать
Импорт автомобилей от представительств брендов с гарантией производителя, увы, приостановлен. Представленные в автосалонах автомобили ввезены параллельным импортом и не имеют гарантии. Что же делать?
Простой выход из ситуации — страхование от поломок. Что это? Обычный страховой полис от любой привычной вам страховой компании, покрывающий все возможные поломки вашего автомобиля, не связанные с ДТП. Как это работает? Если после покупки машины обнаружатся скрытые поломки, страховщик сначала проведет экспертизу. По ее результатам машину либо отремонтируют, либо выплатят ее владельцу денежную компенсацию.Кто и как использовал подержанную машину до приобретения ее страхователем, учитывать не будут.
Важно знать! Часто крупные автосалоны предлагают вам в подарок «гарантию» на автомобиль, ввезенный параллельным импортом. Но в чем же отличие?
Поверьте, отличий нет! Это все та же страховка от поломок. Только в этот раз она просто «зашита» в стоимость автомобили и предлагается вам как «подарок». Важно понимать, что это уже не та гарантия, что была раньше. И даже наличие статуса «официального дилера» у компании не дает вам преимуществ в получении гарантии на автомобиль. Почему? Все просто. Гарантия дается производителем, а не автосалоном. Напомним, что на сегодняшний день европейские автомобильные бренды в РФ не поставляются и не имеют официальных представительств, а значит, нет и гарантии производителя. Все представленные в автосалонах европейские автомобили предназначаются для других рынков и гарантия производителя на территории РФ на них попросту не действует.
Итак, подведем краткий итог:
- Помним, что «официальные» автодилеры уже не имеют этого статуса по европейским маркам — зачастую они продают автомобили на комиссии, по которым также следует тщательно проверять документы;
- Ориентируемся в стоимости автомобиля в Европе, чтобы отличать реальную стоимость от заниженной;
- Остерегайтесь автомобилей, привезенных на номинальных владельцев;
- Гарантия от поломок — неплохая альтернатива заводской гарантии, если покупка гарантийного автомобиля для вас — принципиальный момент.
Берегите себя от рисков и внимательно проверяйте таможенные документы, покупайте автомобили, прошедшие таможню РФ через надежных юридических лиц.