Mercedes-Benz: история компании, названия и логотипа
В этой статье расскажем об истории логотипа «Мерседес», торговой марки и названия компании.
- Страна компании: Германия
- Год основания компании: 1926
- Основатели компании: Карл Бенц, Готлиб Даймлер, Вильгельм Майбах
Mercedes-Benz — одна из крупнейших в мире автомобильных компаний. Этот бренд давно стал символом роскоши, комфорта и надёжности, а автомобили с трёхконечной звездой на капоте теперь можно встретить на дорогах в каждой точке планеты. Какова же история логотипа «Мерседес», торговой марки и названия компании? Как её создателям удалось прийти к такому успеху? Расскажем в этой статье.
История бренда Mercedes-Benz
История марки «Мерседес» началась ещё в конце XIX века. В её основе лежит работа трёх инженеров — Даймлера, Бенца и Майбаха. Далее мы подробно рассмотрим, как именно зарождался и развивался известный концерн.
Зарождение компании — как появился первый автомобиль
Путь Mercedes-Benz начался с отдельного развития двух немецких автомобильных компаний — Benz & Cie и Daimler-Motoren-Gesellschaft.
Benz & Cie
Компания Benz & Cie была основана в 1983 Карлом Бенцем — выдающимся немецким инженером и изобретателем. Бенц, родившийся в 1844 году, с раннего детства проявлял интерес к технике, а в юности начал работать механиком. В 1871 году он основал собственную мастерскую и начал производить механизмы и двигатели, заручившись поддержкой своего товарища Августа Риттера.
Постепенно это привело к главному из достижений — в 1885 году Карл Бенц создал первый автомобиль, работающий на бензине, а не на паровой тяге. Это была трёхколесная самоходная повозка, оснащённая бензиновым двигателем.
Daimler-Motoren-Gesellschaft
Готлиб Даймлер — главный конкурент Бенца, был не менее выдающимся изобретателем. Родился он в 1834 году, получил образование в области машиностроения и начал свою карьеру в качестве инженера в компании Maschinenbauanstalt Rottweil. С 1862 года Даймлер работал вместе с Николаусом Отто, изобретателем четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. А в 1882 году основал свою компанию — Daimler-Motoren-Gesellschaft. Там он занимался разработкой и производством уже собственных двигателей внутреннего сгорания. Одним из ключевых достижений Даймлера было создание компактного и мощного двигателя, который мог использоваться в транспортных средствах.
В 1885 году вместе со своим партнером Вильгельмом Майбахом Даймлер разработал первый в мире мотоцикл, оснащённый двигателем внутреннего сгорания. Затем, вдохновившись опытом своего конкурента Бенца, они создали первый четырехколесный автомобиль, который был представлен публике в 1886 году. А уже к 1901 году они вместе с Майбахом выпустили «Мерседес-35PS» — модель, максимально приближенную к современным автомобилям. На волне успеха компания начала расширять модельный ряд, и к наступлению Первой мировой Майбах и Даймлер успели выпустить несколько моделей для широкого круга потребителей.
Успехи Даймлера тем временем дали понять Бенцу, что он отстаёт от прогресса. Несмотря на то, что автомобили Benz & Cie ценили за практичность, конкурента выбирали из-за красоты и скорости. Добавляли проблем проигрыши в гонках, где автомобили Даймлера постоянно оставляли позади творения Бенца. Дела в компании пошли не очень хорошо: акционеры пригласили французского инженера Мариуса Барбару, с которым у Бенца возникли разногласия. В конечном счёте ему пришлось покинуть собственную компанию, которая далее развивалась уже без него.
Слияние Даймлера и Бенца
Первая мировая война, экономический кризис, а также ощутимая конкуренция в лице компаний Ford и General Motors ударили по немецкому автопрому. Поэтому 28 июня 1926 года Даймлер и Бенц решили объединиться, чтобы использовать свои сильные стороны и опыт для создания более конкурентоспособных автомобилей.
Именно так появился концерн Daimler-Benz, руководителем которого назначили Фердинанда Порше. В этот же период компанию покинул Майбах — причины известны не до конца, одним из предположений являются разногласия, возникшие между ним и Порше. Слияние же привело к созданию единой системы управления и стандартизации производства, что позволило повысить эффективность и качество продукции, а также снизить затраты на производство.
Фердинанд Порше направил силы на модернизацию, взяв за основу последние модели Daimler-Motoren-Gesellschaft, которые теперь выпускались под маркой Mercedes-Benz. Его новой разработкой стала компрессорная серия автомобилей, среди которых — легендарный Mercedes-Benz Typ S.
После этого несколько раз происходила смена руководителей — в 1928 году Порше сменил Ганс Нибель, а в 1935 году вместо Нибеля пришёл Макс Зайлер. Каждый из руководителей привносил что-то новое в компанию, способствуя её развитию. В эти годы были выпущены Mercedes-Benz 770, Mercedes-Benz 200, спортивный Mercedes-Benz 380, а также другие модели.
Компания во время второй мировой войны
Во времена Второй мировой Daimler-Benz продолжали выпускать автомобили — как легковые, так и грузовые. Однако в сентябре 1944 года англо-американские ВВС в ходе авиабомбардировки практически полностью разрушили цеха компании в нескольких городах: Штутгарте, Гаггенау, Зиндельфингене, Мангейме. Оценка разрушений была ошеломляющей — по сути, компании физически больше не существовало.
Развитие бренда после войны
Восстановление разрушенных заводов потребовало времени, поэтому производство было восстановлено только к середине 1946 года. Но для новых разработок не хватало мощной технической базы и ресурсов, поэтому первой послевоенной моделью стал достаточно скромный седан W136, спроектированный ещё в середине 1930-х.
Несмотря на это, Daimler-Benz продолжали активную работу. Модернизация, проведённая в мае 1949 года, позволила увеличить объём двигателей на 70 см³, а также выпустить новую роскошную «300». Однако конструкция была морально устаревшей, поэтому производству требовалась дальнейшая модернизация для новых разработок.
В марте 1951 года автомобиль оснастили уже шестицилиндровым двигатель с мощностью 80 л. с., который пришёл на замену четырёхцилиндровому. Обновился также и дизайн. Новая разработка была выпущена в 170 экземплярах, что позволило компании Daimler-Benz стать лидерами среди западноевропейских производителей авто.
До 1980 года компания стабильно развивалась,но в этот период на рынок пришли японские автопроизводители, которое предложили хорошее качество за более низкую цену. Это вынудило Daimler-Benz сменить вектор развития — так был запущен S-класс и открыта ниша гражданских внедорожников, известных сейчас как Geländewagen.
Mercedes-Benz в современности
Сегодня Mercedes-Benz — это одним из крупнейших и самых узнаваемых автомобильных брендов во всём мире. На 2024 год аналитики оценили его в 59,4 млрд долларов, что позволило занять 17 место в списке мировых брендов и получить первенство среди автомобильных. Mercedes-Benz имеет множество наград и достижений, включая звание «Лучший производитель автомобилей класса люкс» по версии J.D. Power and Associates. Компания также получила множество наград за свои экологические инициативы, разработку гибридных и электрических автомобилей.
История названия Mercedes-Benz
Вернёмся всё же к истории названия компании, ради которой нам придётся вновь обратиться к её прошлому.
Один австрийский предприниматель — Эмиль Еллинек, горячо интересовался автомобилями, постоянно интересуясь новинками и разработками. Особенно его восхищали работы Вильгельма Майбаха. Поэтому, в 1901 году он лично просит Майбаха спроектировать отличный гоночный автомобиль. Результатом работы стала машина, которая победила в ряде гонок. Она получила название «Mercedes».
Но причём здесь «Mercedes»? А дело в том, что у Еллинека была дочь — Адриана Мануэла Рамона Еллинек. Домашние ласково называли её «Мерседес», что в дословном переводе с сефардского означает «милосердная». Именно в честь любимой дочери предприниматель назвал разработанный для него автомобиль.
Это название быстро стало визитной карточкой, а потому в 1902 году слово «Mercedes» зарегистрировали в качестве официальной товарной марки. Портрет дочери предпринимателя даже размещали на автомобильной выставке в Париже. А в 1903 году Эмиль Еллинек сделал свою фамилию двойной — «Еллинек-Мерседес».
Значимые автомобили бренда
За всю свою историю компания выпустила немало автомобилей, которые стали культовыми — некоторые модели узнают даже те, кто в целом равнодушен к автомобильной тематике. Рассмотрим часть из них:
- C111 — экспериментальная модель 1969 года, оснащённая трёхроторным двигателем мощностью 500 лошадей. Примечательна тем, что на ней в 1979 году был установлен новый рекорд скорости: Ханс Лейбольд проехал круг за минуту и 56,67 секунд со средней скоростью 403,78 км/ч.
- 300 SL — включая версии Coupe и Roadster. Это был первый спортивный автомобиль, созданный после войны. С корпусом из алюминия и необычными дверьми типа «крыло чайки». На таком автомобиле в одно время ездил Элвис Пресли. В 2022 году одну из уцелевших моделей продали на аукционе 1,4 миллиона долларов.
- 300 SLR Racer — двухместное авто с пневматическими тормозами, разработанное специально для гонок. Его история одновременно знакова и трагична: заявленный на четыре этапа Чемпионата 1955 года, автомобиль выиграл три из них. Но в то же время случилась крупная авария на гонке «24 часа Ле-Мана» — она привела к гибели французского автогонщика Пьера Левега и ещё 82 зрителей, а также к последующему уходу Mercedes-Benz из автоспорта аж на 32 года.
- Geländewagen — выпущенный в 1979 году автомобиль повышенной проходимости. Сперва получил большую популярность у военных и силовых структур. Затем уже начали появляться его «гражданские» версии.
- W-100 или 600 — престижный лимузин, ставший символом роскоши. Он был в гараже у многих знаменитостей: Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли, Джона Леннона, Джека Николсона, Хью Хефнера. Среди политиков владельцами были Фидель Кастро, Мао Цзэдун и Леонид Брежнев. В 2008 году автомобиль Брежнева продали на аукционе за 103 600 евро.
- W123 — легковой автомобиль, представленный в 1976 году. Стал предшественником современного Е-класса. Эта комфортная и стильная модель являлась мечтой многих советских граждан. Примечательно и то, что на нём советская милиция патрулировала улицы в ходе Олимпиады 1980 года.
- CLK GTR — спорткар 1997 года, который на момент своего появления являлся ещё и самым дорогим авто в мире. Разгоняясь до 330 км/ч, машина уверенно выиграла чемпионат FIA GT.
- SLS 63 AMG — люксовый суперкар с дверьми типа «крыло чайки». Мощный, разгоняющийся до 298 км/ч, он позволил Mercedes-Benz стать полноценным конкурентом для Ferrari и Porsche.
Спортивное направление
Ещё до слияния в одну компанию Бенц и Даймлер принимали участие в автогонках, постоянно разрабатывая новые эффективные решения для победы.
Отдельная эпоха в гонках Гран-при (1930-е и 1950-е года) носит название «Эра серебряных стрел» — это связано с гоночными авто марки Mercedes-Benz, которые одерживали победы по всему миру. Их корпуса были окрашены серебристой краской, за счёт чего и появилось такое прозвище.
Среди значимых моментов — триумф модели W196 на «Формуле-1» 1954 и 1955 годов. В 1955 году усовершенствованная версия этого же автомобиля стала первой, которая смогла преодолеть скорость 300 км/ч на трассе.
В 1960-х годах Mercedes-Benz начал выпускать автомобили с двигателями V8, которые стали очень популярными среди гонщиков. В 1970-х годах бренд начал использовать турбодвигатели, что позволило им достичь новых высот в автоспорте.
Компания постоянно работала над аэродинамикой, облегчением веса спорткаров и мощностью двигателей — эта работа, как и активное участие в гонках, продолжается по сей день.
Грузовые автомобили марки Мерседес
В 2008 году компания «Мерседес» стала передовой в сфере производства грузовых автомобилей, оснащённых уникальными опциями. Например, модель Mercedes Actros оборудована системой умного контроля, который анализирует степень износа системы. А её кабина имеет пневмоподвеску и удобную регулировку руля.
Не менее примечателен грузовик Atego — один из самый экономичных грузовых автомобилей в отрасли. Он демонстрирует крайне низкий расход топлива, при этом сохраняя высокую мощность двигателя.
История логотипа Mercedes
Логотип компании также претерпел ряд изменений, прежде чем обрёл свой конечный облик. Рассмотрим его составляющие.
- Трёхконечная звезда. Изначально это был символ компании Daimler-Motoren-Gesellschaft, впервые увидевший свет в 1909. Готлиб Даймлер подразумевал под ним доминирование на земле, в воде и небе.
- Лавровый венок. Добавился к трёхконечной звезде в 1926 году, когда Даймлер и Бенц объединились. Это добавило к символу звезды ещё одно значение — победу во всех трёх стихиях. Сейчас лавровый венок уже заменили лаконичным кругом.
Основные цвета логотипа — серебристый и чёрный. Они символизируют элегантность, утончённость, креативность и силу.
Расшифровка цифро-буквенных обозначений моделей Mercedes
Маркировка машин «Мерседес» также достаточно интересна. После названия модели обычно следует буква, которая обозначает класс. А именно:
- A – микровэн;
- C – седан четырехдверный или универсал;
- CLK – авто среднего класса;
- C Sportcoupe – купе трехдверный на базе C;
- E – седан на базе серий «123» и «124»;
- S – особый;
- SL – кабриолет-купе;
- M – для усложнённых условий эксплуатации;
- G – внедорожник.
Цифровые значения в маркировке обозначают, как правило, объём двигателя. Есть также дополнительные буквы, где:
- L – фургон;
- T – фургон;
- V – лимузин;
- C – купе;
- S – универсал;
- A – кабриолет;
- R – родстер;
- VF – лимузин.
Кузовные аббревиатуры тоже расшифровываются:
- AMG – мощные спорткары;
- Kompressor – механический нагнетатель мощности;
- D и CDI – дизельные двигатели.
Mercedes-Benz не останавливаются на достигнутом — они активно покоряют автомобильный рынок, разрабатывая в том числе модели с электродвигателем: в этом направлении им уже удалось составить конкуренцию Tesla.
В автосалоне GATE вы можете купить автомобили Mercedes-Benz класса премиум и люкс. Гарантируем доставку в РФ за срок от 5 дней, 100% чистоту сделки. Мы работаем с проверенными партнерами. Доступны частичная предоплата и лизинг.
Источник фото: gateauto.ru, akwatoria.ru, strtorg.ru, orion-tennis.ru, mercedes-benz.com