История Toyota: от основания до современности
Toyota — популярный японский концерн с богатой историей и невероятным успехом продаж. Автомобили этой марки ценят миллионы автолюбителей, отмечая их высочайшую надёжность, комфортабельность и незаурядный дизайн. Сегодня компания имеет заводы в более чем 27 странах, а помимо «Тойота» ей также принадлежат марки Lexus, Scion, Daihatsu, Hino. Тема этой статьи — история компании «Тойота», с момента основания до наших дней.

- Страна компании: Япония
- Год основания компании: 1937
- Основатели компании: Киитиро Тоёда
Основание и ранние годы
История компании «Тойота» была бы неполной без её основателя — гениального японского изобретателя Китииро Тоёда. Но началось всё вовсе не с автомобилей. Далее мы проследим путь развития одного из известнейших концернов.
Электрический ткацкий станок
История Toyota началась… с ткацких станков. Отец будущего основателя, Сакити Тоёда, в 1924 году создал первый в мире автоматический ткацкий станок. Его изобретение стало прорывом для текстильной промышленности Японии, за что некоторые биографы прозвали предпринимателя «японским Эдисоном». В 1910 году Сакити основал суконную фабрику Toyota automatic cloth factory. Это уже можно назвать первым шагом к появлению автомобильной компании.
Сын Сакити, Киитиро Тоёда, унаследовал от отца не только бизнес, но и страсть к инновациям. Однако его интерес лежал в другой сфере — автомобилестроении. Чтобы поддержать стремления сына, Сакити в 1929 году продаёт патент на автоматический ткацкий станок британской компании Platt Brothers & Co., а вырученные деньги отдаёт Киитиро, чтобы тот исполнил свою мечту.
В чём же заключалась эта мечта? Дело в том, что 1930-х годах Япония активно развивала свою промышленность, но автомобили всё ещё импортировались из-за рубежа. Киитиро Тоёда решил изменить эту ситуацию. Он отправился в США и Европу, чтобы изучить передовые технологии автомобилестроения. Вернувшись, он начал разработку первого японского автомобиля.
Зарождение автомобильного отдела
В 1933 году в составе Toyoda Automatic Loom Works был создан автомобильный отдел. Первый прототип легкового автомобиля, Model AA, японцы выпустили в 1936 году.
Вдохновением для его дизайна послужили американские автомобили, особенно модель Chrysler Airflow. Это был четырёхдверный седан с обтекаемым кузовом, что для того времени считалось передовым решением. Однако, несмотря на внешнее сходство с американскими моделями, Toyota уделили особое внимание адаптации автомобиля к японским дорогам, которые в то время были далеки от идеала.
В 1937 году отдел автопроизводства вырос в отдельную фирму— Toyota Motor Corporation. Название изменили с «Toyoda» на «Toyota», чтобы упростить произношение и придать ему более международное звучание. Именно так зародилась автомобильная компания в том виде, в котором она известна по сей день.
Годы войны и спасительный «канбан»
С началом Второй мировой войны, в 1939 году компания Toyota, которая тогда ещё называлась Toyoda Automatic Loom Works, получила заказы от японского правительства на производство военной техники. Автомобильный отдел компании начал выпускать армейские грузовики.
Но ресурсы были ограничены, поэтому Toyota столкнулись с нехваткой материалов, в особенности стали и резины. Это привело к упрощению конструкции автомобилей. Например, некоторые грузовики выпускались с деревянными кабинами и только одной фарой.
Война сильно ударила по экономике Японии, Toyota не стала исключением. Заводы компании работали в условиях постоянных перебоев с поставками сырья и топлива. Кроме того, бомбардировки союзников нанесли сильный ущерб производственным мощностям.
После Второй мировой войны Toyota ожидаемо столкнулись с экономическими трудностями, но смогли восстановиться за счёт внедрения инновационных методов производства. В 1950-х годах компания начала экспортировать свои автомобили в другие страны, включая США. Модель «Тойота» Crown стала первой машиной, которую экспортировали из Японии в Америку.
В 1960-х годах Toyota внедрили систему «канбан», которая стала основой для философии «бережливого производства». Это позволило производителю значительно снизить затраты, при этом повысив качество продукции.
Метод выглядит следующим образом:
- На заводе есть «карточки» (это и есть «канбан»). Они показывают, сколько деталей нужно для сборки автомобиля.
- Если на складе заканчиваются, например, колёса, рабочие отправляют карточку на участок, где их производят. Работники участка видят, нужно сделать ещё 4 колеса.
- Детали производятся только тогда, когда это действительно нужно. Никаких лишних запасов, никаких простоев.
- Главная идея «канбан» — делать «точно вовремя». Это помогает экономить ресурсы, уменьшать количество отходов, а также быстрее реагировать на изменения спроса.
«Тойота» придумали эту систему, чтобы избежать перепроизводства и снизить затраты. Сегодня «канбан» используют не только на заводах, но и в IT, маркетинге и даже в повседневной жизни.
Модели автомобилей и технологии
Обзор популярных моделей Toyota
За свою историю Toyota выпустили немало успешных моделей, которые стали символами надежности и инноваций. Среди них:
- Corolla — самый продаваемый автомобиль в мире с 1966 года.
- Camry — популярный седан, известный своим комфортом и надежностью.
- Prius — первый массовый гибридный автомобиль, выпущенный в 1997 году.
- Land Cruiser — внедорожник, завоевавший популярность за счёт своей уникальной проходимости и впечатляющей долговечности.
Обратимся также к более премиальным моделям, которые украшает узнаваемый логотип из трёх эллипсов.
Alphard

Toyota Alphard — это роскошный минивэн, настоящий баланс между комфортом, технологиями и утончённым стилем. Он популярен среди тех, кто ценит пространство и премиальный уровень оснащения.
Alphard доступен с гибридной силовой установкой (2.5 л + электромотор) или бензиновым двигателем V6 (3.5 л). Мощность варьируется от 197 до 300 л.с.
Салон Alphard — это просторная зона с кожаными сиденьями, панорамной крышей, системой климат-контроля для каждого пассажира, а также мультимедийной системой с большим экраном. Второй ряд часто выполнен в виде «капитанских» кресел с подогревом, вентиляцией и массажем.
Hilux

«Тойота» Hilux — пикап, о надёжности и проходимости которого ходят легенды. Несмотря на утилитарный характер, современные версии Hilux предлагают премиальный уровень комфорта.
Машина оснащается дизельным двигателем объёмом 2.4 или 2.8 литра мощностью до 204 л.с. и крутящим моментом до 500 Нм. В топовых комплектациях салон отделан премиальными материалами — есть кожаные сиденья, подогрев руля, кресел, а также современная мультимедийная система с сенсорным экраном.
Land Cruiser Prado
Land Cruiser Prado представляет собой премиальный внедорожник, сочетающий роскошь с прекрасной проходимостью. Он идеально подходит как для города, так и для экстремальных условий.
Prado предлагается с бензиновым (4.0 л, 249 л.с.) или дизельным (2.8 л, 204 л.с.) двигателем. Все версии оснащены полным приводом и понижающей передачей. Салон отделан кожей, украшен деревянными вставками. В комплектациях высокого уровня есть трёхзонный климат-контроль, подогрев всех сидений, панорамная крыша, а также премиальная аудиосистема JBL.
Кроме того, Land Cruiser Prado оснащён системой Kinetic Dynamic Suspension System (KDSS), которая улучшает управляемость на бездорожье и на асфальте.
Инновационные технологии, применяемые в автомобилях Toyota
Toyota по сей день активно внедряет инновации в свои автомобили. Среди ключевых технологий:
- Гибридные силовые установки (например, Hybrid Synergy Drive).
- Системы автономного вождения и помощи водителю (ADAS).
- Водородные топливные элементы, используемые в модели Mirai.
Особенности гибридных систем и автономного вождения
Гибридные автомобили «Тойота» сочетают бензиновый двигатель и электромотор, что позволяет снизить расход топлива, а также уменьшить выбросы CO2. Автономное вождение развивается за счёт систем вроде Toyota Safety Sense, которые включают адаптивный круиз-контроль, автоматическое торможение и удержание полосы.
Глобальное присутствие и стратегии
Предприятия Toyota в разных странах
Сейчас президентом компании является Акио Тоёда — внук Киитиро, занявший этот пост ещё в 2009 году. Toyota сегодня имеют производственные мощности в более чем 27 странах, включая США, Китай, Индию и страны Европы. Концерн активно локализует производство, чтобы быть ближе к своим клиентам.
Планы для устойчивого развития и экологической ответственности
«Тойота», как и многие крупные концерны, стремится к углеродной нейтральности — достичь её они планируют к 2050 году. Компания активно инвестирует в разработку электромобилей, гибридов и развитие водородных технологий. Также Toyota поддерживают программы переработки и повторного использования материалов.
Современность и перспективы
Актуальное положение Toyota на рынке автомобилей
Сегодня Toyota — один из крупнейших автопроизводителей в мире. Концерн регулярно лидирует по объёмам продаж среди всех существующих автомобильных компаний: с 2022 «пальма первенства» уже третий год подряд остаётся за японцами. Компания продолжает лидировать в сегменте гибридных автомобилей, а также активно развивает электрические модели.
Перспективы развития компании
«Тойота» планирует расширить линейку электромобилей, включая полностью электрические модели на платформе e-TNGA. Также компания работает над созданием «умных городов», где автомобили, инфраструктура и люди будут взаимодействовать через технологии.
Toyota прошла сложный, но интересный путь от производителя ткацких станков до мирового лидера автомобильной промышленности. Её успех основан на инновациях, качестве, стремлении к устойчивому развитию. «Японцы» с логотипом из трёх эллипсов горячо любимы миллионами водителей в разных точках мира. В их честь организовывают тематические клубы — это дополнительно подчёркивает успех концерна, его историю и силу.
Купить автомобили Toyota класса премиум и люкс можно автосалоне GATE. Гарантируем доставку в РФ за срок от 5 дней, 100% чистоту сделки. Мы работаем с проверенными партнерами. Доступны частичная предоплата и лизинг.
Источник фото: japdays.ru / alibab.com / topgear / carsweek