История появления и развития автомобильной марки McLaren
McLaren — это не просто имя в мире автоспорта и суперкаров, а история инженерной одержимости. С момента своего основания бренд прошел путь от скромной гоночной команды до одного из самых инновационных производителей гиперкаров. Модели McLaren — это эксперименты на грани возможного, где аэродинамика, мощность и технологии сплетаются в нечто большее, чем просто скорость. В этой статье мы обратимся к истории McLaren: расскажем, как бренд покорил сердца автолюбителей и почему его машины до сих пор остаются эталоном инженерного искусства.

- Страна компании: Англия
- Год основания компании: 1963
- Основатели компании: Брюс Макларен
Основатель автомобильного бренда

История McLaren не началась бы без Брюса Лесли Макларена — новозеландского автогонщика и пилота Формулы-1.
Брюс родился 30 августа 1937 года в Окленде, Новая Зеландия. Его отец, в прошлом успешный мотогонщик, владел мастерской по ремонту автомобилей. Поэтому уже с раннего детства Брюс проводил часы среди моторов и механизмов.
В девять лет мальчику диагностировали болезнь Пертеса — редкое заболевание, приводящее к хромоте. Врачи говорили, что он, возможно, никогда не сможет нормально ходить. Но упорство мальчика оказалось сильнее диагноза. Он не только восстановился, но и начал участвовать в гонках — сначала на мотоциклах, а затем и на автомобилях.
В 1958 году Макларен выиграл Гран-при Новой Зеландии, что привлекло внимание Джэка Брэбэма — австралийского гонщика и будущего трёхкратного чемпиона мира. По его рекомендации Брюс получил стипендию от Автомобильной ассоциации Новой Зеландии и отправился в Европу, где присоединился к команде Cooper Car Company. Уже в 1959 году, в возрасте 22 лет, он стал самым молодым победителем Гран-при Формулы 1 на тот момент, выиграв Гран-при США.
В 1963 году, ещё будучи действующим гонщиком, Брюс основал Bruce McLaren Motor Racing Ltd. — компанию, которая позже станет легендарной McLaren. Его цель была амбициозной: создать команду, которая могла бы конкурировать с Ferrari и Lotus. Уже в 1966 году McLaren дебютировал в Формуле 1 как конструктор, а в 1968-м одержал первую победу на Гран-при Бельгии с автомобилем McLaren M7A.
Но Брюс не ограничивался только Формулой 1. Он участвовал в 24 часах Ле-Мана, где в 1966 году его команда заняла второе место, а также развивал программу Can-Am — североамериканской серии гонок, где McLaren доминировал, выиграв пять чемпионатов подряд с 1967 по 1971 год.
Увы, но 2 июня 1970 года Брюс Макларен погиб в аварии — в ходе тестового заезда на прототипе McLaren M8D. Ему было всего 32 года. Его смерть потрясла мир автоспорта, но основанная им компания продолжила дело. Уже через год McLaren одержал первую победу в Формуле 1 после его гибели, а в 1974-м завоевал первый чемпионский титул с Эмерсоном Фиттипальди.
Модели 60-х годов
В 1960-х McLaren только начинал свой путь как конструктор гоночных автомобилей. Первой моделью, созданной компанией Брюса Макларена, стал McLaren M1A (1964) – спортивный прототип для гонок Can-Am. Оснащённый 4,5-литровым двигателем Oldsmobile V8, он показал потенциал команды, хотя и уступал более опытным соперникам.
В 1965 году появился M1B – усовершенствованная версия с алюминиевым шасси и более мощными моторами (включая 5,4-литровый Chevrolet V8). Эта модель принесла McLaren первые победы в Can-Am, доказав, что молодая команда может бороться с лидерами.
Для Формулы 1 в 1966-м был разработан McLaren M2B – первый болид команды в королевских гонках. Из-за нехватки ресурсов шасси сделали из магниевого сплава, который оказался слишком хрупким. Двигатель Ford Indy V8 (3,0 л) не соответствовал требованиям, и позже его заменили на Serenissima V8. Хотя машина была ненадёжной, именно с неё началась история McLaren в Ф1.
В 1967 году для Can-Am дебютировал McLaren M6A с облегчённой конструкцией и 6,0-литровым Chevrolet V8. Этот автомобиль принёс команде доминирование в серии – Брюс Макларен выиграл пять из шести гонок сезона.
Последней значимой моделью десятилетия стал McLaren M7 (1968) для Формулы 1. С двигателем Cosworth DFV и новой аэродинамикой он принёс команде первую победу в Гран-при (Бельгия-1968). Именно на этой машине Денни Халм стал чемпионом мира в 1974-м, уже после гибели Брюса.
Первые спорткары McLaren Group
McLaren M6GT (1969)
.jpg)
Брюс Макларен мечтал о дорожном суперкаре ещё до того, как это стало мейнстримом. В 1969-м он взял шасси от доминирующего в Can-Am болида M6A, укоротил его, прикрутил алюминиевый кузов и 5.7-литровый Chevrolet V8, выдававший 370 л.с. – безумные цифры для эпохи, когда «обычные» спорткары едва переваливали за 200. Это был M6GT, задуманный как усовершенствованная версия для гонок, но так и не дошедший до серии. Уникальность? Брюс лично тестировал прототип на улицах Лондона, став первым (и последним) владельцем «гражданского» McLaren на 10 лет вперёд. Машина разгонялась до 265 км/ч – быстрее Ferrari Daytona.
McLaren F1 (1992)
.jpg)
После 20 лет в гонках McLaren решили, что пора осуществить мечту Брюса Макларена — создать серийный спортивный автомобиль для дорог общего пользования. Инженеры во главе с Гордоном Мюрреем взяли за основу космические технологии: монокок из углеволокна (как у болидов Ф1), центральное место водителя (как в самолёте) и мотор BMW S70/2 — 6.1-литровый V12 с 627 л.с., который проектировали специально для F1. Результат — скорость 386 км/ч (рекорд 1998-го), разгон до 100 за 3.2 сек и статус «иконы» ещё до начала производства. Но главное — F1 не просто бил рекорды, он переписывал законы физики: например, золотое напыление в моторном отсеке отражало тепло, а дверь открывалась вверх.
McLaren P1 (2013)
).jpg)
Когда весь мир переходил на «зелёные» гибридные технологии, McLaren решили, что адреналин важнее. Поэтому первый гибридный суперкар P1 сочетает 3.8-литровый битурбо V8 (727 л.с.) с электромотором (176 л.с.), выдавая в сумме 903 л.с.. Это не просто цифры — инженеры заставили гибридную систему работать как допинг: электротяга мгновенно «добивала» провалы турбин, а кнопка Instant Power Assist превращала машину в ракету на 10 секунд. P1 не пытался быть удобным — он был создан для ярких впечатлений.
Участие в гонках CanAm

После гибели Брюса Макларена в 1970 году команда не просто продолжила выступать в Can-Am — она уничтожила конкурентов. В 1971-м McLaren представил M8F — последнюю эволюцию серии, оснащённую 8,1-литровым Chevrolet V8 мощностью 740 л.с. (для сравнения: у ближайшего соперника, Porsche 917/10, было «всего» 600 л.с.). Пилот Денни Халм выиграл 9 из 10 гонок сезона, а команда заняла весь подиум в чемпионате.
Любопытный факт: Из-за ревущих моторов болиды Can-Am были запрещены на некоторых трассах. Например, на Лагун Секе зрители жаловались, что звук двигателей McLaren вызывает вибрацию в грудной клетке.
Участие в Формуле-1

После смерти Брюса команду возглавил Тедди Майер, который сделал ставку на молодых инженеров — в частности, на Гордона Майера (будущего создателя F1). В 1974-м McLaren впервые стал чемпионом мира: Эмерсон Фиттипальди выиграл титул на M23: болиде с революционной для тех лет конструкцией. Шасси позволяло менять угол атаки переднего антикрыла прямо во время гонки, что давало преимущество на разных участках трассы.
Но настоящая сенсация случилась в 1976-м, когда Джеймс Хант в ожесточённой борьбе с Ники Лаудой принёс McLaren второй чемпионский титул. Его M23D прозвали «апельсиновой бомбой» — не только из-за запоминающегося цвета кузовов, но и из-за агрессивного стиля пилотирования. Хант выиграл 6 Гран-при, а решающая гонка в Японии и вовсе вошла в историю: он финишировал третьим под проливным дождём, пока Лауда снялся с дистанции, посчитав условия слишком опасными.
В 1984-м McLaren объединился с Porsche, создав двигатель TAG Turbo V6, который стал кошмаром для конкурентов. Ники Лауда и Ален Прост выиграли 12 из 16 гонок сезона, а Лауда принёс команде третий титул с перевесом всего в 0,5 очка – самый узкий разрыв в истории Ф1 на тот момент.
Но настоящий технологический прорыв случился в 1988-м с появлением MP4/4. Оснащённый двигателем Honda V6 Turbo (650 л.с.), этот болид выиграл 15 из 16 Гран-при в сезоне. Айртон Сенна и Ален Прост устроили «личную войну» на трассе, но для остальных гонщиков они были просто недосягаемы.
Любопытно, что инженеры McLaren тайно тестировали MP4/4 на заброшенной взлётной полосе в Калифорнии — чтобы скрыть его скорость от конкурентов.
В 1998–1999 годах McLaren снова доминировал: Мика Хаккинен взял два титула подряд на MP4/13 и MP4/14, оснащённых полуавтоматической коробкой передач и тормозной системой с электронным распределением усилия.
Однако с 2010-х команда оказалась в тени Mercedes и Red Bull. Несмотря на это, в 2021-м Дэниел Риккардо принёс McLaren первую победу с 2012 года, выиграв Гран-при Италии на MCL35M. А в 2023-м команда совершила камбэк, став четвёртой в Кубке конструкторов.
Сотрудничество с Mercedes
Сотрудничество McLaren и Mercedes началось в 1995 году, когда немецкий автоконцерн стал официальным поставщиком двигателей для команды.
Первые годы совместной работы оказались, скорее, пробными — болиды MP4-10 и MP4-11 с моторами Mercedes FO 110 V10 не блистали на трассе. Но уже в 1997-м Дэвид Култхард принёс команде первую победу в эру Mercedes на Гран-при Австралии.
Пик партнёрства пришёлся на 1998–1999 годы. С появлением революционного MP4-13 с двигателем Mercedes FO 110G (впервые с системой торможения передними колёсами) McLaren стал доминировать. Мика Хаккинен выиграл два чемпионских титула подряд, а Mercedes обеспечил для команды не только мощные моторы, но и финансовую поддержку.
Однако в 2000-х отношения начали давать трещину. Mercedes, недовольный ограниченным влиянием в McLaren, стал искать пути для создания собственной команды. Кульминацией стал скандал 2007 года («Spygate»), когда McLaren был оштрафован на $100 млн за использование секретных данных Ferrari. Mercedes, уже активно строившие планы по выходу в Ф1, использовали это как повод для дистанцирования.
В 2009-м немецкий концерн купил Brawn GP, превратив его в Mercedes AMG Petronas, а в 2014-м полностью разорвал партнёрство с McLaren, переключившись на поставки моторов для Williams и собственной команды.
Несмотря на не самое приятное расставание, технологии Mercedes помогли McLaren создать один из своих лучших дорожных автомобилей — SLR McLaren (2003–2009), который сочетал 5.4-литровый компрессорный V8 от AMG и углеволоконное шасси от Уокингского коллектива.
Сегодня McLaren снова используют двигатели Mercedes (с 2021 года), но теперь это чисто коммерческие отношения, уже лишённые былой страсти и амбиций. Тем не менее, 15 лет совместной истории подарили миру Ф1 легендарные машины, титулы и полезный жизненный урок.
Текущее положение дел
Сегодня McLaren продолжают выпускать эксклюзивные суперкары, но с оглядкой на экологию.
В разработке находится чистый электрокар, который компания планировала представить к 2030 году. Однако позже представители фирмы заявили, что нынешние аккумуляторные технологии не позволяют выпустить электрический суперкар, который будет таким же лёгким, как любой McLaren. А поскольку лёгкость является отличительной чертой бренда, отказываться от неё во имя экологии компания не намерена.
Что касается трендов производства, то McLaren делает ставку на:
- Цифровые системы: партнёрство с Google для внедрения AI в дизайн и телеметрию.
- Супер-люксовый сегмент: планируется ограниченная серия гиперкара-преемника P1 (возможно, с V8 и гибридной системой).
- Гоночную академию: усиленный скаутинг молодых пилотов, особенно для Formula E, куда McLaren вошёл в 2023-м.
Самые известные модели авто «Макларен»
1. McLaren F1 (1992–1998): икона без компромиссов
- Двигатель: 6.1L BMW S70/2 V12 (627 л.с.)
- Разгон 0–100 км/ч: 3.2 сек
- Макс. скорость: 386 км/ч (рекорд до 2005 года)
Аэродинамический силуэт с центральным расположением водителя, дверьми-«крыльями» и золотым теплоотражающим покрытием моторного отсека. Минималистичный дизайн Гордона Мюррея — никаких лишних линий, только функциональность. До сих пор единственный серийный автомобиль с трёхместной посадкой (водитель посередине).
2. McLaren P1 (2013–2015): гибридный хищник
- Двигатель: 3.8L twin-turbo V8 + электромотор (903 л.с.)
- Разгон 0–100 км/ч: 2.8 сек
- Макс. скорость: 350 км/ч (ограничена электроникой)
Агрессивные воздуховоды, активная аэродинамика (спойлер меняет угол в движении) и стеклянная крыша, открывающая вид на силовую установку. Дизайн вдохновлён каплями воды — кузов будто выточен ветром. В режиме «Race» электромотор работал как бустер, давая дополнительный «пинок» на разгоне.
3. McLaren Senna (2018–2020): гоночный экстремизм для дорог
- Двигатель: 4.0L twin-turbo V8 (800 л.с.)
- Разгон 0–100 км/ч: 2.8 сек
- Макс. скорость: 340 км/ч
Ультра-угловатый кузов с гигантским антикрылом, решётками воздухозаборников и дверьми с «окошками» в нижней части. Каждая деталь — для скорости, даже зеркала уменьшили до крошечных «пластин». Автомобиль назван в честь Айртона Сенны, но сам бразилец никогда не выступал за McLaren в Ф1, название — чисто маркетинговый ход.
4. McLaren Artura (2022–н.в.): гибридная эволюция
- Двигатель: 3.0L twin-turbo V6 + электромотор (680 л.с.)
- Разгон 0–100 км/ч: 3.0 сек
- Макс. скорость: 330 км/ч
«Приталенный» дизайн с узкими фарами, двойными боковыми воздуховодами и скрытыми дверными ручками. Задняя часть – фирменные «глазастые» фары и диффузор, напоминающий P1. Это первый серийный McLaren с активной подвеской на скрещенных рычагах для лучшей управляемости.
5. McLaren Solus GT (2023): футуристический монстр для трека
- Двигатель: 5.2L V10 (840 л.с.)
- Разгон 0–100 км/ч: 2.5 сек
- Макс. скорость: свыше 320 км/ч
Каплевидный кузов с закрытым кокпитом, «кинжальными» фарами и массивным стабилизатором. Выглядит как болид «Ле-Мана» из 2030 года, потому что изначально создавался для виртуальной гонки Gran Turismo.
6. McLaren GTS (2024): «мягкий» суперкар
- Двигатель: 4.0L twin-turbo V8 (635 л.с.)
- Разгон 0–100 км/ч: 3.1 сек
- Макс. скорость: 326 км/ч
Упрощённая версия 720S с более плавными линиями, классическими дверьми и «дружелюбной» оптикой. Интерьер – кожа, Alcantara и 10-дюймовый экран вместо спартанского карбона у Senna. Это модель для тех, кто хочет почувствовать драйв и скорость, но не готов мириться с агрессией спортивных авто.
Купить автомобили McLaren класса премиум и люкс можно автосалоне GATE. Гарантируем доставку в РФ за срок от 5 дней, 100% чистоту сделки. Мы работаем с проверенными партнерами. Доступны частичная предоплата и лизинг.
Источник фото: groupon.ae / drive2 / getmecar.ru / wikipedia.org / supercars.net / auto.ru / top-tuning.ru / Pinterest / sportscardigest.com / autoweek.com / storage.googleapis.com / YouTube / championat.com