Автомобили

Электромобили: что это, какие есть, как работают

Электромобили — новое направление в автомобильной промышленности. Многие крупные концерны уже заявили о своих планах на электрификацию, а именно — частичный либо полный отказ от бензиновых двигателей. Это говорит о том, что ближайшие годы электромобили будут выпускаться гораздо чаще и постепенно захватят большую часть рынка. В этой статье рассмотрим виды электрокаров, погрузимся в их историю, а также предоставим полезные рекомендации по выбору.

Что такое электромобиль

Электромобиль — это автомобиль, механизмы которого приводятся в движение за счёт электроэнергии. Для этого в него встроены один либо несколько электрических двигателей, получающие питание от независимого источника энергии. Почему же они набирают популярность?

В отличие от классических бензиновых или дизельных авто, электрокары считаются экологически чистыми: они не вредят окружающей среде, поскольку не выделяют в атмосферу вредные вещества и парниковые газы. Электрический агрегат необходимо подзаряжать — для этого предусмотрены специальные станции зарядки.

Это общепринятое понимание электрокаров — на самом деле существуют разные виды. В том числе гибриды, у которых есть как электродвигатель, так и классический двигатель внутреннего сгорания. Далее мы рассмотрим виды подробнее, но сначала обратимся к истории.

Немного истории

История электромобилей насчитывает более ста лет, охватывая множество этапов — от первых экспериментов до современных высокотехнологичных моделей.

Первые электрокары появились ещё в конце 1830-х годов. В 1832 году шотландский изобретатель Роберт Андерсон создал один из первых прототипов электрического автомобиля, который представлял собой нечто вроде тележки с электромотором. Однако он использовал неперезаряжаемые батареи, поэтому его разработки не получили широкого распространения.

В 1884 году британец Томас Паркер создал электромобиль, установив на него уже перезаряжаемые батареи. Модель использовалась в качестве такси на улицах Лондона, но о каком-либо коммерческом успехе речи не шло.

К концу XIX века электромобили начали постепенно набирать популярность. В 1890-х годах компании Baker Motor Vehicle Company и Studebaker запустили электрокары в массовое производство. В 1899 году бельгийский гонщик Камиль Женатзи установил рекорд скорости на электромобиле La Jamais Contente, разогнавшись до 105 км/ч. Эти автомобили были особенно популярны в городах, поскольку не издавали шума и не выделяли выхлопных газов.

К началу XX века электромобили составили значительную конкуренцию бензиновым автомобилям. Однако вскоре бензиновые двигатели внутреннего сгорания вытеснили электрокары, поскольку такие авто оказались более доступными и удобными в эксплуатации.

С 1920-х годов интерес к электрическому транспорту продолжал угасать. Бензиновые автомобили доминировали на рынке десятилетиями, пока экологически чистые моторы пылились на складах. Однако в 1970-х годах, на фоне нефтяного кризиса и растущих экологических проблем, началось возрождение интереса к электрическим технологиям.

В это время появились новые прототипы и концептуальные модели. Например, электромобиль General Motors EV1, который был выпущен в 1996 году. Однако массовое производство все еще оставалось под вопросом из-за ограниченного запаса хода, а также недостаточно развитой инфраструктуры для зарядки.

С начала 2000-х годов электрокары всё же начали активно развиваться за счёт эволюции аккумуляторов и увеличению осведомленности населения о проблемах экологии. В 2008 году компания Tesla Motors выпустила свой первый электромобиль — Tesla Roadster, который продемонстрировал ранее невиданные возможности электрокаров. А именно — разгон до 100 км/ч менее, чем за 4 секунды, запас хода в 300—400 км.

С тех пор рынок электромобилей начал «оживать» и процветать. Крупные автопроизводители (например, Nissan, Chevrolet, Ford, Volkswagen) обратили внимание на популярность Tesla, начав выпускать свои модели. А правительства многих стран внедрили программы поддержки и субсидирования покупки электрокаров.

Как работает электромобиль и почему он проще

Электромобили считаются не только экологически чистыми. Их конструкция, по мнению многих инженеров, проще и эффективнее в сравнении с традиционными бензиновыми или дизельными авто. Рассмотрим специфику его работы подробнее, чтобы понять, почему электрокары считают проще и дешевле в обслуживании.

  • Электрический двигатель. В отличие от бензиновых и дизельных автомобилей, которые используют внутреннее сгорание для преобразования топлива в механическую энергию, электрокары оснащены электрическими двигателями. Электродвигатели работают по принципу электромагнитной индукции, где электрический ток создает магнитное поле. Которое, в свою очередь, приводит в движение ротора двигателя.
  • Аккумуляторная система. Энергия для работы электрического двигателя хранится в аккумуляторах, чаще всего литий-ионных. Эти аккумуляторы можно заряжать от электрической сети либо специализированных зарядных станций. Современные аккумуляторы обладают высокой плотностью энергии, а производители постоянно стремятся увеличить их автономность.
  • Электронная система управления. В электрокары внедряют сложные электронные системы, необходимые для управления работой двигателя и распределения энергии. Эти системы обеспечивают оптимальную производительность, а также регулируют скорость и крутящий момент с учётом внешних условий.

Среди преимуществ такого вида транспорта чаще всего отмечают:

  • Простую конструкцию. Электрокары имеют значительно меньше движущихся частей по сравнению с автомобилями, работающими на двигателях внутреннего сгорания. В последних установлено множество компонентов — это поршни, цилиндры, клапаны и пр. В электрических автомобилях отсутствует большая часть этих элементов, что упрощает конструкцию, а значит — уменьшает количество поломок.
  • Эффективность. Электрические двигатели более эффективны, чем двигатели внутреннего сгорания. Они могут преобразовывать до 90% электрической энергии в механическую, в то время как ДВС теряют значительное количество энергии в виде тепла (эффективность составляет около 20-30%).
  • Низкие эксплуатационные расходы. Электромобили требуют меньше обслуживания, поскольку у владельца нет необходимости в регулярной замене масла, фильтров и пр. Кроме того, электроэнергия для зарядки обычно дешевле топлива.
  • Экологичность. Электрокары не выделяют выхлопные газы во время работы — это значительно снижает уровень загрязнения воздуха в городах. Хоть производство электроэнергии может также иметь экологические последствия, использование возобновляемых источников энергии помогает минимизировать этот эффект.
  • Тишина работы. Электрический транспорт работает практически бесшумно, что является огромным плюсом для больших городов. Но при этом в некоторых электрокарах есть системы виртуального звука двигателя, которые предназначены уберечь пешеходов от опасности (например, слабовидящих или незрячих).

Виды электромобилей

А теперь подробнее рассмотрим виды электромобилей, существующих на рынке.

Полностью электрические автомобили (Battery Electric Vehicles, BEV)

Полностью электрические автомобили, которые часто называют BEV или EV, работают исключительно на электрической энергии, хранящейся в аккумуляторах. Эти автомобили не имеют двигателя внутреннего сгорания, а потому являются экологически чистыми. BEV заряжаются от электрической сети, и их аккумуляторы могут обеспечивать значительный запас хода — от 150 до 500 километров на одной зарядке, в зависимости от модели.

Преимущества:

  • Нулевые выбросы. BEV не выделяют углекислый газ и другие загрязняющие атмосферу вещества.
  • Низкие эксплуатационные расходы. Меньше движущихся частей — меньше обслуживания, поэтому такой автомобиль обойдется владельцу дешевле.
  • Тишина работы. Эти электрокары работают практически бесшумно, что снижает уровень шума в городах.

Гибридные автомобили (Hybrid Electric Vehicles, HEV)

Гибридные автомобили (HEV) стали неким компромиссом между полностью электрическим и топливным транспортом: многие автопроизводители сначала выпустили гибриды, прежде чем заявили о своих планах на полную электрификацию.

Такие авто имеют сразу оба вида двигателей: традиционный ДВС и электродвигатель. В них используется система рекуперации энергии, которая позволяет подзаряжать аккумуляторы за счёт торможения или других процессов. То есть, гибриды могут работать как на бензине, так и на электричестве.

Преимущества:

  • Увеличенный запас хода. Сочетание двух типов двигателей позволяет HEV преодолевать большие расстояния без подзарядки или дозаправки.
  • Экономия топлива. Гибридные системы позволяют значительно снизить расход топлива в сравнении с обычными автомобилями.
  • Снижение выбросов. Хоть в таких видах электромобилей всё ещё используется топливо, суммарно они выделяют меньше загрязняющих веществ.

Подзаряжаемые гибриды (Plug-in Hybrid Electric Vehicles, PHEV)

Подзаряжаемые гибриды (PHEV) представляют собой улучшенную версию HEV. Они оснащены более крупными аккумуляторами, которые можно заряжать от электросети. Обычно PHEV могут проехать 30-60 километров только на электрическом ходу, после чего включается бензиновый двигатель.

Преимущества:

  • Гибкость использования: Водитель может использовать электрический режим для коротких поездок и переключаться на бензиновый двигатель для длинных путешествий.
  • Снижение затрат на топливо: При регулярной подзарядке PHEV могут способствовать экономии на бензине.
  • Низкие выбросы. Как и BEV, PHEV выделяют меньше загрязняющих веществ в сравнении с обычными автомобилями.

Водородные электромобили (Fuel Cell Electric Vehicles, FCEV)

Водородные электромобили (FCEV) используют топливные элементы для генерации электроэнергии. В автомобилях этого вида водород реагирует с кислородом из воздуха, создавая электричество. Побочным продуктом выступает водяной пар, что делает FCEV одной из наиболее экологически чистых технологий.

Преимущества:

  • Быстрая заправка. Заправка водородом занимает всего 3-5 минут, что сопоставимо с традиционным транспортом с двигателями внутреннего сгорания.
  • Долгий запас хода. FCEV могут преодолевать большие расстояния — до 600 километров и более на одной заправке.
  • Нулевые выбросы. Как и BEV, FCEV не выделяют вредных веществ в атмосферу.

Как выбрать электромобиль?

С каждым годом рынок электрокаров развивается, предлагая все больше моделей и видов, и эта тенденция будет сохраняться ещё долгое время. Поэтому предлагаем рассмотреть базовые критерии для выбора электрического транспорта.

  • Запас хода. Это один из наиболее важных параметров, особенно если вы планируете использовать электромобиль для дальних поездок. Разные модели предлагают от 150 до 900 километров и более на одной зарядке. При выборе стоит учитывать ваши ежедневные маршруты, а также необходимость в дальних поездках.
  • Время зарядки. Ещё один критически важный аспект. Электрокары можно заряжать от обычной розетки, а также на специализированной зарядной станции, включая быстрые. Обращайте внимание на то, сколько времени потребуется для полной зарядки аккумулятора.
  • Тип зарядной инфраструктуры. Перед покупкой электрического транспорта важно оценить доступность зарядных станций в вашем регионе. Узнайте, где находятся ближайшие зарядные пункты, какие виды подключения они поддерживают (AC или DC). Если у вас есть возможность установить домашнюю зарядную станцию, это значительно упростит процесс зарядки.
  • Программное обеспечение. Управлять функционалом электрокара необходимо с помощью ПО, которое «зашито» в его систему. Сейчас некоторые крупные производители ограничили работу своих ПО на территории России, что может доставить неудобства. Поэтому этот фактор также стоит учитывать.
  • Производительность и комфорт. Электрокары демонстрируют отличную производительность за счёт мгновенного крутящего момента электрических двигателей. Обратите внимание на характеристики разгона, управляемость автомобиля. Также важно учитывать комфорт: качество материалов, пространство для пассажиров, вместимость багажника, наличие современных технологий и пр.
  • Репутация производителя. Этот пункт также играет важную роль в выборе электромобиля. Изучите отзывы владельцев, рейтинги надежности, качество обслуживания клиентов. Концерны с многолетней историей чаще предлагают комфортные, надёжные и производительные модели.

Зарядные станции для электромобилей

Поскольку продажи разных видовэлектрокаров в Китае, США и Европе бьют все рекорды, автопроизводители активно вкладываются в развитие зарядных станций. Это подразумевает не только рост количества электрозаправок, но и улучшение других параметров — скорости зарядки, ёмкости аккумуляторов. Рынок электрического транспорта активно стимулирует правительство, поощряя владельцев таких автомобилей различными льготами.

В России дело с электрозаправками обстоит немного сложнее. Станции расположены преимущественно в крупных городах, за пределами которых найти точку для подзарядки электрокара непросто. При этом половина существующих станций приходится на Центральный ФО.

Тем не менее, инфраструктура зарядных станций развивается ускоренными темпами. Например, в 2024 году их количество составило 7410 единиц, что почти в два раза больше чем годом ранее.

Транспортный налог для электромобилей

Ситуация с транспортным налогом на электрокары ощутимо различается в разных частях мира. Например, Норвегия — одно из наиболее прогрессивных государств в плане поддержки электромобилей. Здесь владельцы электрического транспорта освобождены от транспортного налога, а также от платы за парковку и проезд по платным дорогам.

Схожая ситуация сложилась в Китае: многие китайские города предлагают жителям субсидии на покупку электрических автомобилей, что значительно снижает их стоимость. Также есть льготы на парковку и проезд по платным дорогам.

В Германии владельцы электромобилей могут рассчитывать на освобождение от транспортного налога на срок до 10 лет. После этого срока налог будет начисляться, но его размер будет значительно ниже, чем для авто других видов.

В США система налогообложения электромобилей зависит от штата. Например, в Калифорнии электрокары очень поддерживаются правительством. Их владельцы могут получить налоговые кредиты в размере до $7,500 при покупке электрического транспорта. А в Техасе владельцы электромобилей обязаны платить специальный транспортный налог в размере около $200 в год, что является попыткой компенсировать снижение доходов от налогов на топливо.

В России ситуация с транспортным налогом на электромобили постепенно улучшается. На федеральном уровне существует законопроект о налоговых льготах для владельцев электромобилей, который также предполагает отмену транспортного налога. Однако на данный момент налог отменён не во всех регионах РФ, а в некоторых всё ещё применяют стандартные ставки. Тем не менее, в Москве и Санкт-Петербурге уже начали вводить льготы для электромобилей — например, освобождение от платы за парковку и возможность бесплатного проезда по платным дорогам. Это ли не повод обратить внимание на электрокары?

Купить электромобили класса премиум и люкс можно автосалоне GATE. Гарантируем доставку в РФ за срок от 5 дней, 100% чистоту сделки. Мы работаем с проверенными партнерами. Доступны частичная предоплата и лизинг.

Источник фото: goo.su / drive2.ru

Получить консультацию

Оставьте свои контакты, наш менеджер свяжется с вами в кратчайшие сроки и ответит на любые вопросы.

Построить маршрут в GATE Auto