+7 (499) 110 2066
Автомобили

Болиды «Формулы-1»: характеристики и пять лучших за всю историю

«Формула-1» — высший класс автогонок, где лучшие пилоты и команды соревнуются на самых технологичных болидах. Сезон состоит из этапов (Гран-при), которые проходят на трассах по всему миру. Каждая команда разрабатывает уникальные машины, соблюдая строгие технические регламенты. В этой статье мы рассмотрим лучшие автомобили «Формулы-1» за всю историю.

Характеристики болидов «Формулы-1»

Болиды «Формулы-1» всегда представляли собой вершину инженерной мысли, сочетание передовых технологий с мощностью и потрясающей скоростью. Каждый элемент этих машин продуман до мелочей, чтобы обеспечить максимальную эффективность на трассе, а также гарантировать максимально возможную безопасность для пилота. Обратимся к их основным характеристикам.

Размер

В 1950-х и 1960-х годах болиды были значительно меньше и легче, чем сегодня. Например, легендарный Lotus 25, появившийся в 1962 году, имел длину около 3,9 метра, а ширину — чуть более 1,5 метра. В те годы аэродинамика ещё не играла ключевой роли. Поэтому инженеры делали акцент на минимальном весе и простоте конструкции моделей.

В 1970-х и 1980-х годах, с развитием аэродинамики, размеры автомобилей начали увеличиваться. Машины стали шире, чтобы разместить более широкие шины и антикрылья. Например, Brabham BT46B, известный как «воздушный вентилятор», имел ширину около 2 метров. Его уникальный дизайн включал вентилятор, который «присасывал» машину к трассе.

Современные болиды имеют длину около 5,5 метров, ширину — до 2 метров, а высоту — примерно 1 метр. Такие габариты позволяют сохранять аэродинамическую эффективность, не теряя в устойчивости.

Вес

Требования к минимальному весу болидов установлены для обеспечения безопасности, производительности и поддержания справедливой конкуренции.

До 2009 года минимальный вес гоночного авто без топлива составлял 605 кг. Однако с введением гибридных силовых установок и других технологий вес автомобилей увеличился. Так, в 2014 году он был установлен на уровне 690 кг, а к 2019 году вырос до 733 кг без учёта топлива.

Сейчас минимальный вес болида, включая пилота, составляет 798 кг. Это правило действует с 2022 года. Согласно последним данным, с 2026 года минимальный вес автомобилей планируют снизить до 768 кг. Тенденция на уменьшения оправдана внедрением новых, более лёгких материалов, а также планируем ширины и колёсной базы гоночных моделей.

Скорость

Болиды «Формулы-1» способны разгоняться до 360 км/ч на прямых. На некоторых трассах (например, Монца) машины достигают максимальных скоростей за счёт низкого уровня прижимной силы. Ограничений по скорости в гонках не предусмотрено.

Мощность

Современные гибридные силовые установки сочетают 1,6-литровый двигатель внутреннего сгорания с электромотором. Общая мощность достигает 1000 лошадиных сил — это делает болиды «Формулы-1» одними из самых быстрых машин в мире.

Сколько стоят болиды «Формулы-1»

Стоимость одного болида может достигать 15–20 миллионов долларов США. Это включает не только производство, но и разработку, тестирование, а также постоянные доработки в течение сезона.

Одна из самых дорогих деталей в гоночном автомобиле — это двигатель. Например, турбированный 1,6-литровый двигатель V6 стоит примерно 10,5 миллиона долларов. Командам разрешено использовать три таких двигателя за сезон.

Кроме того, на стоимость гоночных автомобилей влияют:

  • Передовые технологии. Каждый компонент болида разрабатывается с использованием новейших технологий, что требует значительных инвестиций в исследования и разработки.
  • Высококачественные материалы. Использование инновационных материалов, например, углеродного волокна и титановых сплавов, тоже повышает стоимость производства.
  • Индивидуальный подход. Каждая команда разрабатывает и производит компоненты болида с учетом своих требований, что увеличивает затраты.
  • Сложность сборки. Процесс сборки автомобиля требует высокой квалификации специалистов, что также влияет на стоимость.

Устройство болидов

Болид «Формулы-1» состоит из нескольких ключевых элементов:

  • Шасси. Изготавливается из углепластика, что обеспечивает сочетание прочности с лёгкостью.
  • Двигатель. Гибридная силовая установка, сочетающая ДВС с электромотором.
  • Аэродинамика. Переднее и заднее антикрылья, диффузор, а также другие элементы, создающие прижимную силу.
  • Колёса. Шины разрабатываются специально для разных условий трассы.

«Формула-1» как инструмент коммерции

Во все времена гонки были для автопроизводителей средством рекламы своих разработок, и «Формула-1» исключением не стала. Марки-победители могли рассчитывать на рост продаж автомобилей, поскольку демонстрация успеха на гоночной трассе — это прямое подтверждение инновационного подхода и надёжности двигателей.

Со временем «Формула-1» стала крупнейшим инструментом коммерции не только для автомобильных концернов. Напитки (в том числе алкогольные), техника, часы, мужские журналы, логистические компании, авиакомпании и даже фильмы — все стремились урвать «минуту славы», мелькнув на кузове болида, шлеме гонщика, рекламном щите или в прямой трансляции с гонок. Крупные бренды по сей день стремятся сотрудничать с гоночными командами, чтобы прорекламировать свой продукт на огромную аудиторию фанатов.

В 2023 году даже были разработаны кастомные дисплеи — гибкие экраны, которые устанавливаются на корпусе автомобиля или шлеме гонщика, полностью повторяя их очертания. Эта разработка дала возможность показывать сразу несколько реклам за гонку — логотипы спонсоров автоматически меняются каждые 45 секунд. При этом некоторые компании готовы доплачивать, чтобы их лого «крутилось» дольше.

Города и страны, принимающие Гран-при, платят значительные суммы за право проведения гонки на своей территории. Эти инвестиции часто оправдываются повышением туристической привлекательности и получением значительной прибыли от зрителей-туристов из других стран.

5 лучших болидов «Формулы-1»

1. Lotus 72


Lotus 72, представленный в 1970 году, стал революционным за счёт клиновидного дизайна и передней подвеске. Он успешно участвовал в гонках начала 1970-х, принеся команде три чемпионских титула в Кубке конструкторов.

  • Особенности: Впервые использовал радиаторы, встроенные в боковые понтоны, что улучшило аэродинамику.
  • Достижения: 20 побед в Гран-при, пилоты — Эмерсон Фиттипальди и Йохен Риндт.

2. Williams FW11/FW11B


Эти болиды, созданные в 1986–1987 годах, стали эталоном мощности и надёжности. Оснащённые двигателями Honda, они позволили Найджелу Мэнселлу и Нельсону Пике бороться за титулы.

  • Особенности: Активное подвеска, которая позже была запрещена.
  • Достижения: 18 побед за два сезона, два чемпионских титула в Кубке конструкторов.

3. McLaren M23


McLaren M23, использовавшийся с 1973 по 1978 год, стал одним из самых успешных болидов в истории. На нём выступали легенды гонок — Эмерсон Фиттипальди и Джеймс Хант.

  • Особенности: Универсальная конструкция, которая позволяла адаптировать машину под разные трассы.
  • Достижения: 16 побед, два чемпионских титула в личном зачёте.

4. Ferrari F2004


Ferrari F2004, управляемый Михаэлем Шумахером, считается одним из самых доминирующих болидов. Он участвовал в сезоне 2004 года, выиграв 15 из 18 гонок.

  • Особенности: Идеальная балансировка, мощный двигатель V10 и превосходная аэродинамика.
  • Достижения: Рекордное количество побед в одном сезоне, чемпионские титулы Шумахера и Ferrari.

5. Lotus 25


Lotus 25, появившийся в 1962 году, стал первым болидом с монококовым шасси. Эта инновация изменила подход к конструкции гоночных машин.

  • Особенности: Лёгкий и прочный алюминиевый монокок, который повысил жёсткость кузова.
  • Достижения: 14 побед, два чемпионских титула с Джимом Кларком за рулём.

Эти болиды не просто побеждали — они меняли «Формулу-1», задавая новые стандарты скорости, технологий и дизайна. Их наследие продолжает вдохновлять инженеров и фанатов по всему миру.

И хоть владельцем настоящей гоночной машины стать достаточно сложно, да и непрактично — тем не менее, вы можете прикоснуться к гоночному наследию «Формулы-1» через премиальные автомобили марок, добившихся успехов на гонках. Например, Ferrari или Lotus. Купить их можно автосалоне GATE. Гарантируем доставку в РФ за срок от 5 дней, 100% чистоту сделки. Мы работаем с проверенными партнерами. Доступны частичная предоплата и лизинг.

Источник фото: ru.freepik.com / pinterest.com / classicdriver.com / redbull.com 

Построить маршрут в GATE Auto