Автомобили

BMW: история компании, названия и логотипа

В этой статье расскажем об истории автомобильного бренда BMW.

  • Страна компании: Германия
  • Год основания компании: 1916
  • Основатели компании: Карл Фридрих Рапп, Густав Отто

BMW — это не просто автомобильный бренд, а символ превосходства и инноваций в мире автопрома. С момента своего основания в 1916 году компания зарекомендовала себя как пионер в производстве высококачественных автомобилей, которые олицетворяют сочетание элегантности, мощи и передовых технологий. В этой статье мы обратимся к истории BMW — от зарождения крупнейшего автопроизводителя до её деятельности в наше время.

Зарождение компании

История «БМВ» берёт своё начало в 1913 году. Два инженера из Германии — Карл Фридрих Рапп и Густав Отто решают организовать собственное предприятие, чтобы выпускать авиационные двигатели. Компания Bayerische Motoren Werke (сокращённо — BMW), была зарегистрирована в 1917 году, но годом её основания всё же принято считать 1916.

Bayerische Motoren Werke стремились закрыть спрос на производительные и надёжные двигатели для истребителей, который особенно вырос в связи с началом Первой мировой. Но после завершения войны спрос снизился, а Версальский мирный договор установил запрет на производство самолётов для Германии.

Компании пришлось адаптироваться к новым условиям, чтобы выжить. Сперва они запустили производство техники для сельского хозяйства, тормозов для поездов и даже домашней утвари. Но всё это было далеко от выпуска первого автомобиля.

Первым серьёзным шагом на пути к производству авто стал выпуск мотоцикла. BMW R32 увидел свет в 1923 году. Несмотря на массивный и мощный облик, мотоцикл весил всего 122 килограмма и разгонялся до 90 км/ч. Его нестандартная внешность в сочетании с ходовыми характеристиками быстро завоевала публику. Именно тогда для Bayerische Motoren Werke началась новая эра.

Параллельно с этим компания пожинает лавры своего «самолётного прошлого» — в 1924 году на самолёте, оснащённом двигателями BMW, был совершён первый перелёт между континентами, а в 1926 году авиалайнер Rohrbach Ro VII установил сразу 5 мировых рекордов.

Эти успехи позволили BMW в 1928 году приобрести собственный автомобильный завод — он базировался в Айзенахе. Этот же год ознаменовался ещё двумя крупными достижениями. Во-первых, немецкий гонщик Эрнст Хенне стал самым быстрым в мире, сев за руль мотоцикла с мотором «БМВ». Во-вторых, компания наконец выпустила свой первый автомобиль — BMW 3/15.

Модель 3/15 или, как её ещё называют, Dixi, представляла собой легковой автомобиль, имеющий цельнометаллический клёпаный кузов из стали и 4-цилиндровый двигатель мощностью 15 л.с. Несмотря на кризисные времена, модель стала одной из самых продаваемых в Германии.

Однако, первое авто от BMW было разработано на базе популярной английской модели Austin 7. А вот первой их собственной разработкой с нуля стала BMW 303, представленная в 1932 году. Она представляла собой небольшой семейный седан, оснащённый шестицилиндровым двигателем. Здесь же впервые появилась та самая решётка радиатора, ставшая со временем узнаваемой чертой бренда. Несмотря на низкую цену, автомобиль считался недостаточно мощным — его максимальная скорость достигала 90 км/ч. Модель также ругали за плохую управляемость и крен кузова.

Тем не менее, BMW 303 стал отличной основой для будущих разработок — на его базе были выпущены модели 309, 315, 319 и 329.

Крупным успехом компании стал BMW 326 1936 года выпуска — новаторский четырехдверный седан среднего класса, оснащённый 6-цилиндровым двигателем. Модель завоевала большую популярность и до 1941 года была продана в количестве 15 936 экземплярах.

Также на её базе был разработан BMW 328 — двухместный спортивный родстер. Он стал победителем множества кольцевых гонок и заездов ралли. Поучаствовав в 172 чемпионатах, машина завоевала 141 победу. Считается, что именно этот автомобиль принёс компании желаемую узнаваемость.

Одна из первых моделей BMW

Компания во время второй мировой войны

Нарастающая перед Второй мировой политическая напряжённость вынудила BMW снова обратиться к авиационной промышленности. С этой целью компания в 1939 году выкупает предприятие Brandenburgische Motorenwerke, а затем объединяет его с подразделением авиадвигателей под общим названием BMW Flugmotorenbau. Новый завод располагался близ Мюнхена, а его мощности активно использовались для разработки реактивных двигателей.

В начале войны BMW пришлось целиком приостановить производство автомобилей, сосредоточившись на авиадвигателях. Значимыми разработками тех времён стали радиальные двигатели с воздушным охлаждением BMW 132 и BMW 801, а также новаторский осевой турбореактивный двигатель BMW 003.

Оснащая моторами немецкие самолёты, корпорация не получала прямого финансирования от Адольфа Гитлера. Но заказов хватало, чтобы обеспечивать развитие фирмы.

История компании в послевоенный период

Поражение Германии в войне сильно ударило по Bayerische Motoren Werke. Заводы были разрушены либо захвачены, огромную часть оснащения забрали в СССР. Также, по решению военного трибунала, концерну на длительный период запретили выпускать автомобильные двигатели и детали. В этот период компания производила…сковородки и кастрюли.

Затем главный инженер компании Карл Рапп постепенно переключился на производство велосипедов, на смену которым пришли лёгкие мотоциклы, сборка которых осуществлялась чуть ли не в кустарных условиях.

Мотоцикл BMW R24 с одноцилиндровым двигателем стал первым транспортом с двигателем, выпущенным после войны. По сути, он являлся копией довоенного R23 1938 года. Однако выпуск нового мотоцикла стал первым шагом на пути к снятию запрета.

Следующим, уже более уверенным шагом, стал автомобиль BMW 501. Он не снискал большой славы и изначально был выпущен всего в 49 экземплярах. Но зато стал основой для другой, более успешной модели — 502.

BMW 502 был выпущен в 1954 году и представлен в Женевском автосалоне. Среди его особенностей — первый в мире полностью алюминиевый двигатель V8, а также удивительная маневренность и вместительность. Добавляем сюда доступную цену и получаем высокий спрос среди немцев. Вырученные средства помогли автопроизводителю наладить производство.

Поэтому к 1955 году компания представила миру малолитражную модель «Исетта» — гибрида автомобиля и мотоцикла на трёх колёсах. Из-за низкой цены гибрид пользовался популярностью. Но быстрое восстановление германской экономики переключило внимание жителей на более серьёзные модели (в основном — от конкурента Mercedes-Benz), а над BMW вновь начали сгущаться тучи.

Однако производители не стали отчаиваться, и в 1956 году выкатили новую разработку — спорткар BMW 507 в двух вариантах: со стандартной крышей и родстер. Восьмицилиндровый двигатель, скорость до 220 км/ч, передние дисковые тормоза — всё это позволило модели составить конкуренцию 300SL от Mercedes-Benz. Наконец, «БМВ» могли наслаждаться заслуженным успехом. А 507 модель стала одним из самых дорогих коллекционных авто — например, в 2022 году её продавали на аукционе за 2,2 млн долларов.

Конец 1950-х и 1960-е годы знаменуются для BMW чередой успехов. Выпущенный в 1959 году BMW 700 с воздушным охлаждением стал одной из моделей, которая не дала Mercedes-Benz выкупить компанию. Далее — ещё более успешная модель BMW 1500, которая сочетала черты спорткласса и компактного авто. Спрос на неё был таким высоким, что производитель физически не успевал собирать машины на продажу.

В 1966 году свет увидела серия автомобилей с турбонаддувом, которые также пользовались популярностью. А к 1968 году «БМВ» выпустили первые седаны — 2500 и 2800. С этими моделями компания снова входит в класс люкс.

В перерывах между выпусками новых успешных автомобилей компания активно занималась расширением: они выкупали производителей сельскохозяйственной техники, начали выплачивать дивиденды акционерам, построили новый завод, а также достигли рекорда производства, выпустив больше миллиона автомобилей за год.

С 1971 года автомобили BMW уже можно было брать в кредит, а к 1972 компания открыла филиал в Южной Африке. Также среди значимых событий тех лет — открытие филиала во Франции и выход на международный рынок, открытие современного завода в Дингольфинге, который до сих пор считается одним из самых высокотехнологичных заводов Германии (1973 год).

В 1975 году концерн представил новинку — BMW 3-й серии (e21), которая являлась преемником успешной BMW 2002. В 1978 году был представлен BMW М1 — спортивный автомобиль, мощность которого составила 277 л.с.

В 1983 году Нельсон Пике выигрывает гонки Формулы-1 за рулём Brabham BMW BT52. А в 1985 BMW представляет первую серийную модель с полным приводом — 325iX E30.

После объединения ФРГ и ГДР корпорация возвращается в сферу авиамоторостроения, и уже в 1991 году выпускает новый двигатель для самолётов — BR-700. В 90-х на мировой рынок выходят спортивные модели 3-й серии, а после них — купе 8-й серии.В 1998 году к концерну «БМВ» присоединяется британская фирма Rolls-Royce.

А в конце 90-х компания снова столкнулась с ситуацией нехватки производственных мощностей для удовлетворения потребительского спроса. Это случилось, когда родстер BMW Z3 появился в одном из фильмов о Джеймсе Бонде.

Компания BMW в наши дни

Сейчас BMW — это целая автомобильная империя, которая владеет 5 крупными заводами в Германии и ещё 22 предприятиями в разных точках мира. Доходы концерна постоянно растут, объёмы производства увеличиваются, а новые технологии регулярно внедряются, поражая воображение поклонников бренда.

Во многом это заслуга прекрасного сервиса и тщательной сборки: каждая модель по сей день собирается вручную, а затем проходит тщательную компьютерную диагностику.

В 2023 году BMW Group продали более 2,55 млн единиц автомобилей, включая электромобили. Эти цифры стали для компании рекордными за всю историю.

Автомобиль BMW

История названия BMW

Как мы уже выяснили, аббревиатура BMW произошла от названия Bayerische Motoren Werke, что в переводе с немецкого — «Баварские моторные заводы».

Своё название компания меняла лишь раз — когда снова начала производить авиадвигатели. Тогда она носила название Bayerische Flugzeug Werke, сокращённо — BFW.

Но после завершения войны концерн вернул себе изначальное название.

История логотипа BMW

В период становления «БМВ» логотипом являлся круг с затемнённой фигурой шахматного коня, по окружности которого было вписано «Rapp Motor». После зарождения Bayerische Motoren Werke логотип преобразовали — в нём сохранились шахматные клетки, окрашенные в белый и голубой (цвета баварского флага), а по окружности расположилась аббревиатура компании.

Когда BMW вернулись к созданию авиамоторов, они продвигали свой логотип как пропеллер, вращающийся на фоне голубого неба: даже накладывали его на фотографию самолётов. Это делалось с целью продвижения двигателей.

С тех времён эмблема не претерпела значительных изменений, все эксперименты затрагивали лишь цвет круглой рамки и шрифт аббревиатуры.

История логотипа BMW

Современные модели BMW

Начиная с 90-х, BMW представили миру второе поколение спорткаров M3, а также спортивное купе 8 серии класса GT. Тогда упор делался на комфорт, а в самих автомобилях появилось множество инноваций. Например:

  • зеркала и стеклоподъёмники с электроприводом;
  • система круиз-контроля;
  • климат-контроль;
  • бортовой компьютер.

В началу XXI века, уже совместно с Rolls-Royce, концерн начал выпускать модели с ещё более новаторскими решениями. Например, BMW E60 получила голосовое управление и проекцию на лобовое стекло. Ассортимент компании также расширился компактными кроссоверами X3 и бюджетными хэтчбэками.

Сегодня BMW предлагает пользователям большой выбор автомобилей, включая легковые, кроссоверы и электромобили. Это хэтчбеки, седаны, купе, компактные и среднеразмерные кроссоверы, большие внедорожники, гибриды. Это BMW M5, X5, X6, X7 и прочие модели в разных комплектациях.

Автомобиль BMW X7

BMW и автоспорт

Bayerische Motoren Werke также имеет долгую и успешную историю участия в автоспорте и гонках на мотоциклах, начиная с 1920-х годов. Среди значимых достижений производителя прошлых лет:

  • 1936 год — дебют модели 328 на гонках в Нюрбургринге, который завершился уверенной победой и вызвал сенсацию в мире автоспорта. Эта же модель далее неоднократно занимала 1, 3, 5 и 6 места в абсолютном зачете итальянских гонок Милле-Милья.
  • 1969 год — BMW 2002 turbo выигрывает европейское первенство.
  • 1972 год — BMW 3.0 CSi побеждает в 24-часовой гонке на трассе Спа-Франкоршам.
  • 1973-1980 годы — усовершенствованная версия 3.0 CSi — CSL, побеждает в 6 чемпионатах, а также получает призовые места в американской серии IMSA.
  • 1983 год — Нельсон Пике побеждает в Формуле-1, управляя Brabham BMW BT52.
  • 1984 год — в стартовой гонке Deutsche Tourenwagen-Meisterschaft (DTM) победу одержала модель BMW 650 CSi.
  • 1985 год — Харальд Грохс за рулём BMW 635 CSi побеждает в Зольдере, а Винфрид Фогт становится лидером в Майнц-Финтене, управляя BMW 323i.
  • 1989 год — Роберто Равалья одерживает три победы в Зольдере, ещё две достаются Стиву Соуперу, а одна – Джонни Чекотто. Все они пилотируют BMW M3.
  • 1990 год — жаркая конкуренция между BMW, Audi и Mercedes приводит к тому, что автомобили концерна выигрывают в 8 заездах из 22, а Джонни Чекотто занимает 2 место.
  • 2012 год — после 20 лет перерыва BMW возвращается в DTM и сразу же занимает 12 мест в первой тройке.
  • 2014 год — на счету BMW 5 побед, 11 подиумов, 4 поул-позиции и 4 быстрейших круга в гонке.

Новые разработки

Современные модели «БМВ» сочетают невероятно стильный дизайн с мощным обликом и высокотехнологичной «начинкой». Среди передовых решений — умные системы полного привода BMW xDrive, ассистент парковки Plus, умный помощник Intelligent Personal Assistant, приборная панель сенсорным дисплеем, а также эксклюзивный проекционный дисплей M, который выводит всю информацию о поездке на ветровое стекло. Это лишь малая часть всех инноваций, которые можно встретить в последних моделях.

Автомобиль BMW iX M60

История BMW — яркий пример того, что даже самые сложные кризисы можно преодолеть, добившись при этом огромного успеха. Несмотря на провалы и неудачи, немецкий концерн шаг за шагом развивался и работал в абсолютно разных условиях. Результатом этой работы стал всемирный успех.

В автосалоне GATE вы можете купить автомобили BMW класса премиум и люкс. Гарантируем доставку в РФ за срок от 5 дней, 100% чистоту сделки. Мы работаем с проверенными партнерами. Доступны частичная предоплата и лизинг.

Источник фото: gateauto.ru, autopeople.ru, amazingclassiccars.com

Получить консультацию

Оставьте свои контакты, наш менеджер свяжется с вами в кратчайшие сроки и ответит на любые вопросы.

Построить маршрут в GATE Auto